В Челябинской области обсудили улучшение инвестклимата в условиях современных тенденций развития контрольно-надзорной деятельности
Взаимодействие между бизнесом, органами власти и контрольно-надзорными органами стало основным вопросом повестки рабочей встречи на площадке Общественной палаты Челябинской области с участием представителей деловых сообществ и предпринимателей. Построение конструктивного диалога в этом вопросе поможет региону улучшить показатели в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата.
Открыли заседание Министр экономического развития Челябинской области Наталья Лугачева и Председатель Общественной палаты региона Олег Дубровин. В рабочей встрече также приняли участие представители Аппарата Губернатора и Правительства Челябинской области, аппарата Уполномоченных по правам человека, правам ребенка, защите прав предпринимателей в Челябинской области, УФНС, прокуратуры, Ростехнадзора, Роспотребнадзора и ГУ МЧС по Челябинской области. В открытый и доверительный диалог с ними вступили члены Южноуральской торгово-промышленной палаты, «ОПОРЫ РОССИИ», «Деловой России», бизнесмены из Челябинска и муниципалитетов региона.
Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата оценивает, насколько комфортно предпринимателям вести бизнес в том или ином регионе страны. Немаловажную роль здесь играет сокращение избыточного административного давления на бизнес. Большой объем работы в этом направлении ведется органами исполнительной власти и муниципалитетами Челябинской области в рамках реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» и внедрения целевой модели упрощения процедур ведения бизнеса «Осуществление контрольно-надзорной деятельности в Челябинской области».
На текущий момент ряд задач программы и целевой модели выполнены на 100%. В том числе проведен анализ и актуализация нормативных правовых актов, административных регламентов и порядков, исключены избыточные, устаревшие и дублирующие обязательные требования. Созданы и на постоянной основе обновляются реестры подконтрольных субъектов и объектов. Продолжается внедрение риск-ориентированногоподхода: на его основе уже были составлены планы проверок на 2019 и 2020 годы. Разработана система оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности. На сайтах органов исполнительной власти работают специальные разделы по каждому виду контроля. В настоящее время Министерством информационных технологий и связи Челябинской области разрабатывается специальный сервис, с помощью которого подконтрольные объекты смогут провести самостоятельное обследование на наличие нарушений и получить заключение и рекомендации.
«Среднее количество проверок, проведенных в отношении одного юридического лица, по государственному контролю снизилось. Если в 2018 году это было 5 проверок, то в 2019 году уже 3. При этом по муниципальному контролю количество проверок увеличилось с 1,5 до 2. Доля проведения внеплановых проверок как по государственному, так и по муниципальному контролю уменьшилась на 2%», – сообщила заместитель руководителя Аппарата Губернатора и Правительства Челябинской области – начальник Управления государственной службы и противодействия коррупции Правительства Челябинской области Татьяна Язовских.
Представители контрольно-надзорных органов Челябинской области рассказали о работе в 2019 году и планах на 2020-й, о применении риск-ориентированного подхода, открытости в отношениях с бизнесом и практике урегулирования споров. По части видов проверок.
наблюдается динамика к сокращению их числа. Так, ежегодно уменьшается количество выездных проверок, проводимых налоговыми органами в отношении организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц: в 2017 году их было 448, в 2018 – 346, в 2019 – 226.
В то же время по отдельным видам проверок просматривается рост. Так, в 2019 году было увеличено количество проверок, направленных на профилактику пожарной безопасности. Это связано с рядом резонансных пожаров в крупных ТРК и летних оздоровительных лагерях страны, а также возгораний природного характера.
«Увеличение числа некоторых видов проверок – не частная проблема Челябинской области, об этом говорят и в регионах-лидерах Нацрейтинга, и на федеральном уровне. Но, конечно, хочется понимать причины, разобраться в них и разработать совместный комплекс мер и шагов по их устранению. Не выслушав две стороны – это невозможно. Именно поэтому необходимо встречаться и обсуждать текущее положение дел», – прокомментировала Наталья Лугачева, министр экономического развития Челябинской области.
В завершение встречи предприниматели рассказали о ключевых барьерах в сфере контрольно-надзорной деятельности и выдвинули предложения по выстраиванию дальнейшего взаимодействия. Прежде всего, необходимо восстановить доверие бизнеса к правоохранительной, налоговой и судебной системам. В рамках решения этой задачи Правительством Российской Федерации разработано два законопроекта по «регуляторной гильотине». Согласно им ключевым показателем эффективности проверок будет количество устраненных рисков, а не проведенных проверок и выявленных нарушений. За безосновательные проверки инспекторы будут нести дисциплинарную ответственность.
Также в 2019 году разработан инструмент для защиты прав предпринимателей – электронный ресурс «За бизнес» (https://xn--80acmfcf0b7a.xn--p1ai/). С его помощью представители бизнеса могут обжаловать результаты проверок, проведенных в их отношении.
Для профилактики нарушений рассматривается возможность возобновления консультаций специалистов контрольно-надзорных органов Челябинской области на базе «Территории Бизнеса».